Добра накупили немало: стяжки, фиксаторы, «адаптеры ремней», бустеры… Неужели такая «совокупность» может и впрямь защитить детей — например, при столкновении на скорости 50 км/ч? Надо испытать. Но не на себе, не на детях и даже не в России.

Детские удерживающие устройства в России по-прежнему не подлежат обязательной проверке на безопасность, а потому на прилавках — все что угодно! Например, невзрачный ремешок, стягивающий между собой диагональную и поясную ветви «основного» ремня безопасности, — всего-то 250 рублей! Никаких инструкций и сертификатов! Продавец не дал нам даже кассового чека, но поклялся, что «ни один гаишник не подкопается». Верим.
Еще одно приспособление, но вдвое дороже, — треугольная накладка на ремень безопасности, уводящая диагональную лямку от шеи ребенка. Мы взяли две: одну — с застежками на «липучках», а другую — на кнопках. Причем последняя, производства костромского ООО «Предприятие «ФЭСТ», была, как уверяет надпись, успешно испытана на ВАЗе по методике ECE R44/03. Аналогичную проверку в Тольятти прошел и «спасатель «Емеля» — механический зажим, стягивающий между собой ветви штатного ремня.
А еще мы решили, что в тесте должны принять участие два настоящих детских кресла. Одно — недорогое: 2845 рублей, марки Bimbo, выпущенное китайской компанией со светлым названием Lucky baby products Co LTD. Второе — вполне породистое изделие немецкой фирмы Britax-Roemer, но уже за 10800 рублей.
Где и как проводить тест? Мы могли, как это было с детскими креслами так называемой первой группы (см. АР №11, 2006), провести испытания на ВАЗе. Но детские манекены Hybrid III, которые есть у вазовцев, уже устарели — в них нет датчиков в «шейных позвонках». Поэтому мы обратились к специалистам фирмы Britax-Roemer — тем более что у них в гостях мы уже бывали (см. АР №24, 2006). В здешней лаборатории проводят около 150 тестов в год, в том числе и с использованием современных Q-манекенов — более совершенных и лучше инструментированных, чем Hybrid III. Кстати, наше «дорогое» кресло Roemer, которое мы и взяли в качестве «референсного», в ходе разработки испытывалось здесь же, в подвале неприметного здания на окраине тихого города Ульма на юге Германии.
![]() | ![]() |
| Штатный ремень не касается шеи и головы манекена ростом 117 см, моделирующего шестилетнего ребенка (фото слева). «Адаптеры» в той или иной степени смещают диагональную лямку к плечу (фото справа) | |
— Мы не можем рисковать дорогим Q-манекеном: очень велика вероятность, что при таком креплении манекен вылетит, причем как из-под диагональной, так и из-под поясной лямки!
Жаль, конечно. В итоге «адаптеры» пришлось испытывать с обычными манекенами Hybrid III (или P-dummy по новомодной терминологии) — как и у вазовцев. И только в оба кресла, собственное и китайское, Михаэль разрешил посадить Q-манекен с датчиками в «шейных позвонках».
График замедления рельсовой платформы согласно ECE R44/04 должен вписаться в «коридор» между двух трапеций. Максимум — 28 g
Некорректно?
О том, насколько важно оценивать изгибающее усилие в области шеи в таком тесте, мы поговорим позже. А пока — усаживаем Р-манекен ростом 117 см и массой 22 кг на «евродиван» разгонной катапульты — и притягиваем его статическим ремнем с предписанным стандартом ECE R44/04 усилием 50 Н. Первый удар — с простым «штатным» ремнем безопасности.
Диван с манекеном разгоняется с помощью электродвигателя до скорости 50 км/ч, врезается в специальный ретардер (он обеспечивает резкое торможение с заданным замедлением 28 g) и...
На первый взгляд, ничего страшного. При такой посадке диагональная лямка не касалась ни головы, ни шеи, а «ребенок» из-под нее не вылетел! Правда, сложившись, он крепко ударился головой о собственные ноги. Чуть позже выяснилось, что перегрузки головы и груди немного превысили опасные пределы, но кадры скоростной видеосъемки выявили главную проблему: подныривание. Поясная лямка съезжает на живот и глубоко внедряется в мягкий пластик. Дать точную инструментальную оценку нагрузок на брюшную полость нынешние манекены (включая даже Q-манекен!) не позволяют — в области живота нет датчиков. Поэтому риск травм живота, как правило, определяют по перемещению таза относительно элементов крепления ремня безопасности. Выставлять оценку за защиту брюшной полости будем в баллах, причем — внимание! — на немецкий манер: один балл — отличная защита, десять — хуже некуда. За точку отсчета примем удар со штатным ремнем безпасности: его оценка — условные пять баллов.
Удар. И ремень проникает в живот манекена, как острый меч! Перегрузка груди возросла до 66,5 g. Отклонение головы вперед увеличилось на 90 мм, а это значит, что увеличился и риск удара о спинку переднего кресла.
Может, треугольная накладка с застежками на «липучках» улучшит защиту ребенка за счет большей площади соприкосновения? Ничего подобного! Эффект подныривания только усилился, а после удара поясная лямка находилась почти на уровне груди!
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА:
| Слева — боковой удар «ребенка», пристегнутого штатным ремнем. Правее (15) — тест манекена, усаженного на бустер, который лишь смещает точку удара головой и торсом о «дверь» выше. Китайское кресло Bimbo (16) тоже нельзя признать безопасным — подголовник не уберег голову от контакта с «дверью». И только «породистое» сиденье (17) предохраняет манекен | |
— Е-ме-лья? — переспросил Гроспич. Его тоже насторожило расположение массивного металлического зажима — как раз на бедре «ребенка». И не зря.
Во время удара манекен выскочил из-под диагональной ветви ремня, сдвинутой «волшебным спасателем» на плечо. Перегрузки груди превысили опасные значения, подныривание — просто чудовищное, а сам Емеля оставил на пластиковом бедре и животе немецкого манекена несколько глубоких порезов. Нам было неловко: повредили чужое оборудование… Прав был Гроспич, что пожалел Q-манекен.
| Результаты испытаний боковым ударом со скорости 25 км/ч | ||||||
| Параметры | Удерживающие устройства | |||||
| Штатный ремень безопасности | Бустер Автоша | Кресло Bimbo (Китай) | Кресло Britax-Roemer Kidfix | Граница «зеленой зоны»* | Граница «красной зоны»* | |
| HIC | 2720 | 2905 | 525 | 519 | 650 | 1000 |
| Максимальная перегрузка головы**, g | 113 | 143,6 | 72,3 | 85,8 | 72 | 88 |
| Максимальная перегрузка груди**, g | 79,9 | 90,2 | 63 | 48 | 41 | 55 |
| Изгибающий момент шеи, Нм | 30,7 | 33,4 | 17,5 | 23,5 | 42 | 57 |
| Контакт с элементами «кузова» | да | да | да | нет | нет | да |
| * Согласно нормам EuroNCAP; ** Длительностью 3 мс | ||||||
— Неужели сюда можно сажать ребенка весом до 46 кг?
На самом деле даже щуплый 22-килограммовый манекен поместился в бустер с трудом. Разгон, удар и… облом. В буквальном смысле: левое «ухо» бустера, призванное фиксировать поясную лямку, сломано. А манекен выскочил из-под диагональной ветви ремня — и его голова пересекла границу красной зоны, что находится в 550 мм от основания спинки кресла.
Может, с бустером Автоша будет лучше?
— Очень похоже на одно недорогое итальянское изделие, — бормочет Гроспич, рассматривая полую подкладку из жесткого пластика с надписью «Сделано в России».
Результаты можно признать удовлетворительными: подныривание меньше, чем со штатным ремнем. Но манекен выскочил из-под диагональной ветви ремня: пластиковое крепление хлястика для регулировки положения диагональной лямки разлетелось, как орех под молотком.
В китайское кресло Гроспич разрешил-таки усадить Q-манекен стоимостью 50 тысяч евро. Но на всякий случай подстраховал его ремнем метровой длины. Чтобы далеко не улетел — мало ли что…
Кресло Bimbo допускает пристегивать детей массой 22 кг как штатным ремнем, так и внутренними пятиточечными ремешками. Мы, конечно, ратуем за право выбора, но в этом случае почему-то захотелось определенности… Как быть?
Мы последовали распространенному мнению, что пока хватает диапазона регулировки внутренних лямок, их и надо использовать.
Удар.
![]() |
| Для определения нагрузок на живот фирма Renault использует Q-манекен с экспериментальными датчиками- «колбами», которые регистрируют давление в брюшной полости |
О сделанном здесь же, в Ульме и испытанном при нас сиденье Roemer Kidfix группы 2—3 скажем коротко: оно с запасом уложилось в требования ECE R44/04, хотя нагрузки на голову и шею оказались выше заведомо безопасных значений (если оценивать их по шкале EuroNCAP). Но риск подныривания практически исключен.
Что в итоге?
Трехточечный ремень безопасности, геометрия расположения лямок которого рассчитана на взрослых, плохо защищает детей — наш эксперимент лишь подтвердил очевидное. Главная опасность — травмы живота. Но — внимание! — все «адаптеры» еще хуже! Вот их общая особенность: подтягивая диагональную лямку вниз, при ударе они неизбежно сдвигают поясную лямку вверх, и она вонзается в живот.
— Alles sсhrott! («Все — на свалку!») — резюмировал Михаэль.
А как быть с декларируемым производителями подобных устройств преимуществом — снижением нагрузки на шею? Измерить его мы не смогли, но…
| Статистика травмирования 148 детей в возрасте от 6 до 11 лет, пострадавших в авариях* | ||
| Травмы | Легкие | Тяжелые |
| Голова | 44 | 8 |
| Шея | 25 | 6 |
| Грудь | 45 | 18 |
| Брюшная полость | 68 | 27 |
| *Данные лаборатории исследования | ||
| безопасности LAB (фирма Renault) | ||
О том же говорила и Лотта Якобсон, специалист компании Volvo по детской безопасности, приводя скандинавскую статистику (см. АР №23, 2006). Главная опасность от штатного ремня для школьников — именно эффект подныривания! Взрослых спасает так называемый подвздошный гребень на костях таза — ремень, проминая одежду и мягкие ткани, попадает в этот «зацеп» и не смещается выше. А у детей подвздошный гребень еще развит слабо.
Предотвратить подныривание «адаптеры» и «стяжки» не в состоянии — это могут сделать только детские кресла или бустеры. Но наши тесты показали, что бустер обязательно должен иметь ремешок для регулировки положения диагональной лямки, причем с надежными креплениями — чтобы не случилось, как в тесте бустера Автоша, выскальзывания из-под ремня.
Результаты тестов Renault c экспериментальным манекеном: при фронтальных краш-тестах по методике ADAC (64 км/ч, рельсовая тележка с закрепленным фрагментом кузова автомобиля) детское кресло снижает давление на живот «ребенка» в полтора раза по сравнению с бустером — и втрое по сравнению со штатным ремнем
Но зачем тогда покупать дорогое кресло, если хороший бустер эффективно защищает ребенка при фронтальном ударе? Затем, что удар может быть еще и боковым — и тогда…
Мы провели еще и четыре боковых краш-теста — по «внутризаводской» методике фирмы Roemer. Платформа была развернута не строго перпендикулярно к направлению движения, а под углом 80°, скорость — 25 км/ч, а дверь автомобиля имитировал деревянный щит. На кадрах скоростной съемки отлично видно, что ни штатный ремень, ни сочетание ремня и бустера никак не снижает опасных перегрузок головы и груди при ударе о дверь. Даже наоборот — в реальном автомобиле более высокая посадка приведет к удару головой ребенка о стекло, а не о травмобезопасную обивку двери! Рассчитывать же на надувные занавески современных иномарок не стоит — зачастую они находятся слишком высоко, чтобы защитить голову ребенка.
А вот кресло — дело другое. Особенно если оно зафиксировано креплениями Isofix и снабжено вверху развитыми «ушками», которые защищают голову ребенка. Поэтому наш выбор — только кресло!
Какое?
Беда в том, что нынешние требования к безопасности детских удерживающих устройств не учитывают важнейший фактор — защиту живота. В мире не существует апробированных детских манекенов с соответствующими датчиками! Даже у наисовременнейшего Q-манекена нет сенсоров на животе — многие автопроизводители, в том числе Renault и Volvo, пока только экспериментируют в этой области. Не разработана и шкала, по которой можно определить риск травмирования. По этой же причине уже больше года «буксует» и программа NPACS — аналог серии EuroNCAP для детских кресел.
А как же европейский стандарт ECE R44/04? «Он хорош только для испытаний сидений первой группы (для детей массой от 9 до 15 кг), — сокрушается Михаэль Гроспич. — Там критическими являются нагрузки на голову и позвоночник. А для хорошей защиты более взрослых детишек нужны иные приоритеты».
Конечно, при выборе кресла или бустера надо обращать внимание на значок соответствия стандарту ECE R44/03 (04) — это как минимум гарантия того, что устройство хотя бы проходило тесты, но… Будь нагрузки на грудь манекена поменьше — и даже примитивные треугольные «адаптеры», как показали результаты нашего теста, спокойно прошли бы сертификацию. Однако защитить при аварии живот ребенка они не могут — уж лучше пристегивать детей обычным ремнем. Хотя здесь уже другая проблема — «подкопается» все тот же гаишник.
Мы же со своей стороны обещаем: как только будет создан детский манекен с датчиками нагрузки на живот, мы сразу проведем тест кресел. А пока, выбирая сиденьице для ребенка, можно изучить опыт краш-тестов серии EuroNCAP — эксперты сажают детские манекены в те кресла, которые порекомендовал для теста сам автопроизводитель. Конечно, это всегда «породистые» и, соответственно, дорогие изделия — как минимум на порядок дороже бустеров, «адаптеров» и прочих «совокупностей»… Решать, конечно, вам, но мы в Авторевю экономить не будем: у нас каждый ребенок на счету.
Штатный ремень безопасности

Правила дорожного движения запрещают пристегивать обычным ремнем детей до 12 лет, и для этого есть все основания: как показал наш тест, при фронтальном ударе нагрузки на голову и грудь манекена превысили безопасный порог, а заметное подныривание туловища под поясную лямку грозит травмами брюшины. Но если под рукой нет качественного детского кресла, то лучше все-таки пристегнуть ребенка обычным ремнем — без использования каких-либо «прищепок».
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | |
Стяжка для ремня


- Цена — 250 рублей
- Применяемость — не указана
- Производитель не указан
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | |
«Адаптер» ремня безопасности (на «липучках»)


- Цена — 560 рублей
- Применяемость — для детей старше 4 лет
- Указанный производитель — ООО «Вега 777»
![]() | Подъем адаптером поясной лямки на несколько сантиметров вверх грозит увеличением эффекта подныривания при ударе |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
«Адаптер» ремня безопасности ФЭСТ (на кнопках)


- Цена — 450 рублей
- Применяемость — для детей ростом выше 110 см без ограничения по весу
- Указанный производитель — ООО «Предприятие «ФЭСТ»
![]() | Складки на ремне — прямое следствие тянущего усилия от адаптера |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
«Адаптер» ремня «Емеля» (на винтах)

- Цена — 270 рублей
- Применяемость — для детей от 5 до 12 лет
- Производитель не указан
| ![]() | Емеля оставил глубокие рваные «раны» на пластиковом животе манекена |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Подушка перьевая

- Цена — 200 рублей
Если под рукой нет
ни детского кресла, ни бустера, не лучше ли подложить под ребенка,
пристегнутого ремнем безопасности, обычную подушку?Не лучше. Да, диагональная лямка при этом пролегает ниже, но при ударе подушка легко проминается (в отличие от жесткого бустера), и тело гораздо сильнее подныривает под поясную лямку. Критерий повреждения головы при ударе манекена о собственные ноги с подушкой оказался наибольшим (HIC=1198) — равно как и перегрузки груди (70,8 g). Лучше уж просто пристегнуть ребенка — безо всяких подушечек.
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Пенопластовый бустер


- Цена — 250 рублей
- Применяемость — до 46 кг (от 3 до 12 лет)
- Указанный производитель — индивидуальный предприниматель Спиркин Ю. В.
![]() | ![]() |
| Рывок ремня отломал одно из маленьких пенопластовых фиксирующих «ушек» | |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Бустер Автоша


- Цена — 494 рубля
- Применяемость — 9—36 кг
- Указанный производитель — ООО «Апис»
![]() | ![]() |
| Хлястик с хлипким захватом прикручен саморезом. Сделано в России… | |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Bimbo LB513


- Цена — 2845 рублей
- Применяемость — 9—36 кг
- Указанный производитель — Lucky baby products Co LTD (Китай)
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Britax-Roemer Kidfix (Isofix)


- Цена — 10800 рублей
- Применяемость — 15—36 кг
- Указанный производитель — Britax-Roemer Kindersicherheit GmbH (Германия)
![]() | Грамотное расположение направляющих для ремня и крепление Isofix сводят риск подныривания к минимуму |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
| Результаты испытаний | ||||||||||||
| Параметры | Удерживающие устройства | |||||||||||
| Штатный ремень безопас-ности | «Стяжка» | Треуголь-ная накладка на «липуч-ках» | Треуголь-ная наклад-ка «ФЭСТ» | Зажим «Емеля» | Подуш-ка | Пено-пласто-вый бустер | Бустер Автоша | Кресло Bimbo (Китай) | Кресло Britax-Roemer | Граница «зеленой зоны»* | Граница «красной зоны»* | |
| Эффект подныривания, баллы | 5 | 9 | 9 | 7 | 9 | 9 | 4 | 4 | н.д. | 3 | 4 | 5 |
| Горизон-
тальное перемещение головы, мм | 360 | 450 | 430 | 430 | 495 | 515 | 565 | 520 | 735 | 410 | 549 | 550 |
| HIC | 969 | 455 | 624 | 802 | 1037 | 1198 | 294 | 435 | 399 | 740 | 650 | 1000 |
| Максималь-
ная перегрузка головы**, g | 102,7 | 56,4 | 58,9 | 82,2 | 85,6 | 85,7 | 45 | 51,5 | 49,5 | 64 | 72 | 88 |
| Сжатие грудной клетки, мм | н.д.*** | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 15 | 35 | 22 | 50 |
| Максимальная перегрузка груди**, g | 58,2 | 66,5 | 57,3 | 58,1 | 69,7 | 70,8 | 48,8 | 52,4 | 31,8 | 38,8 | 41 | 55 |
| Максимальная вертикальная перегрузка груди**, g | 16,9 | 22,1 | 26,2 | 20,8 | 30,9 | 26,4 | 23,8 | 29,6 | 13 | 10 | 23 | 30 |
| Изгибающий момент шеи, Нм | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 35,4 | 48,1 | 42 | 57 |
| Выскаль-зывание из-под диагональной ветви | нет | нет | нет | нет | да | нет | да | да | нет | нет | нет | да |
| * Согласно шкале EuroNCAP; ** Длительностью 3 мс; *** Н.д. — нет данных | ||||||||||||
























Комментариев нет:
Отправить комментарий