Добра накупили немало: стяжки, фиксаторы, «адаптеры ремней», бустеры… Неужели такая «совокупность» может и впрямь защитить детей — например, при столкновении на скорости 50 км/ч? Надо испытать. Но не на себе, не на детях и даже не в России.

Детские удерживающие устройства в России по-прежнему не подлежат обязательной проверке на безопасность, а потому на прилавках — все что угодно! Например, невзрачный ремешок, стягивающий между собой диагональную и поясную ветви «основного» ремня безопасности, — всего-то 250 рублей! Никаких инструкций и сертификатов! Продавец не дал нам даже кассового чека, но поклялся, что «ни один гаишник не подкопается». Верим.
Еще одно приспособление, но вдвое дороже, — треугольная накладка на ремень безопасности, уводящая диагональную лямку от шеи ребенка. Мы взяли две: одну — с застежками на «липучках», а другую — на кнопках. Причем последняя, производства костромского ООО «Предприятие «ФЭСТ», была, как уверяет надпись, успешно испытана на ВАЗе по методике ECE R44/03. Аналогичную проверку в Тольятти прошел и «спасатель «Емеля» — механический зажим, стягивающий между собой ветви штатного ремня.
А еще мы решили, что в тесте должны принять участие два настоящих детских кресла. Одно — недорогое: 2845 рублей, марки Bimbo, выпущенное китайской компанией со светлым названием Lucky baby products Co LTD. Второе — вполне породистое изделие немецкой фирмы Britax-Roemer, но уже за 10800 рублей.
Где и как проводить тест? Мы могли, как это было с детскими креслами так называемой первой группы (см. АР №11, 2006), провести испытания на ВАЗе. Но детские манекены Hybrid III, которые есть у вазовцев, уже устарели — в них нет датчиков в «шейных позвонках». Поэтому мы обратились к специалистам фирмы Britax-Roemer — тем более что у них в гостях мы уже бывали (см. АР №24, 2006). В здешней лаборатории проводят около 150 тестов в год, в том числе и с использованием современных Q-манекенов — более совершенных и лучше инструментированных, чем Hybrid III. Кстати, наше «дорогое» кресло Roemer, которое мы и взяли в качестве «референсного», в ходе разработки испытывалось здесь же, в подвале неприметного здания на окраине тихого города Ульма на юге Германии.
![]() | ![]() |
Штатный ремень не касается шеи и головы манекена ростом 117 см, моделирующего шестилетнего ребенка (фото слева). «Адаптеры» в той или иной степени смещают диагональную лямку к плечу (фото справа) |
— Мы не можем рисковать дорогим Q-манекеном: очень велика вероятность, что при таком креплении манекен вылетит, причем как из-под диагональной, так и из-под поясной лямки!
Жаль, конечно. В итоге «адаптеры» пришлось испытывать с обычными манекенами Hybrid III (или P-dummy по новомодной терминологии) — как и у вазовцев. И только в оба кресла, собственное и китайское, Михаэль разрешил посадить Q-манекен с датчиками в «шейных позвонках».

График замедления рельсовой платформы согласно ECE R44/04 должен вписаться в «коридор» между двух трапеций. Максимум — 28 g
Некорректно?
О том, насколько важно оценивать изгибающее усилие в области шеи в таком тесте, мы поговорим позже. А пока — усаживаем Р-манекен ростом 117 см и массой 22 кг на «евродиван» разгонной катапульты — и притягиваем его статическим ремнем с предписанным стандартом ECE R44/04 усилием 50 Н. Первый удар — с простым «штатным» ремнем безопасности.
Диван с манекеном разгоняется с помощью электродвигателя до скорости 50 км/ч, врезается в специальный ретардер (он обеспечивает резкое торможение с заданным замедлением 28 g) и...
На первый взгляд, ничего страшного. При такой посадке диагональная лямка не касалась ни головы, ни шеи, а «ребенок» из-под нее не вылетел! Правда, сложившись, он крепко ударился головой о собственные ноги. Чуть позже выяснилось, что перегрузки головы и груди немного превысили опасные пределы, но кадры скоростной видеосъемки выявили главную проблему: подныривание. Поясная лямка съезжает на живот и глубоко внедряется в мягкий пластик. Дать точную инструментальную оценку нагрузок на брюшную полость нынешние манекены (включая даже Q-манекен!) не позволяют — в области живота нет датчиков. Поэтому риск травм живота, как правило, определяют по перемещению таза относительно элементов крепления ремня безопасности. Выставлять оценку за защиту брюшной полости будем в баллах, причем — внимание! — на немецкий манер: один балл — отличная защита, десять — хуже некуда. За точку отсчета примем удар со штатным ремнем безпасности: его оценка — условные пять баллов.
Удар. И ремень проникает в живот манекена, как острый меч! Перегрузка груди возросла до 66,5 g. Отклонение головы вперед увеличилось на 90 мм, а это значит, что увеличился и риск удара о спинку переднего кресла.
Может, треугольная накладка с застежками на «липучках» улучшит защиту ребенка за счет большей площади соприкосновения? Ничего подобного! Эффект подныривания только усилился, а после удара поясная лямка находилась почти на уровне груди!
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА:
Слева — боковой удар «ребенка», пристегнутого штатным ремнем. Правее (15) — тест манекена, усаженного на бустер, который лишь смещает точку удара головой и торсом о «дверь» выше. Китайское кресло Bimbo (16) тоже нельзя признать безопасным — подголовник не уберег голову от контакта с «дверью». И только «породистое» сиденье (17) предохраняет манекен | |
— Е-ме-лья? — переспросил Гроспич. Его тоже насторожило расположение массивного металлического зажима — как раз на бедре «ребенка». И не зря.
Во время удара манекен выскочил из-под диагональной ветви ремня, сдвинутой «волшебным спасателем» на плечо. Перегрузки груди превысили опасные значения, подныривание — просто чудовищное, а сам Емеля оставил на пластиковом бедре и животе немецкого манекена несколько глубоких порезов. Нам было неловко: повредили чужое оборудование… Прав был Гроспич, что пожалел Q-манекен.
Результаты испытаний боковым ударом со скорости 25 км/ч | ||||||
Параметры | Удерживающие устройства | |||||
Штатный ремень безопасности | Бустер Автоша | Кресло Bimbo (Китай) | Кресло Britax-Roemer Kidfix | Граница «зеленой зоны»* | Граница «красной зоны»* | |
HIC | 2720 | 2905 | 525 | 519 | 650 | 1000 |
Максимальная перегрузка головы**, g | 113 | 143,6 | 72,3 | 85,8 | 72 | 88 |
Максимальная перегрузка груди**, g | 79,9 | 90,2 | 63 | 48 | 41 | 55 |
Изгибающий момент шеи, Нм | 30,7 | 33,4 | 17,5 | 23,5 | 42 | 57 |
Контакт с элементами «кузова» | да | да | да | нет | нет | да |
* Согласно нормам EuroNCAP; ** Длительностью 3 мс |
— Неужели сюда можно сажать ребенка весом до 46 кг?
На самом деле даже щуплый 22-килограммовый манекен поместился в бустер с трудом. Разгон, удар и… облом. В буквальном смысле: левое «ухо» бустера, призванное фиксировать поясную лямку, сломано. А манекен выскочил из-под диагональной ветви ремня — и его голова пересекла границу красной зоны, что находится в 550 мм от основания спинки кресла.
Может, с бустером Автоша будет лучше?
— Очень похоже на одно недорогое итальянское изделие, — бормочет Гроспич, рассматривая полую подкладку из жесткого пластика с надписью «Сделано в России».
Результаты можно признать удовлетворительными: подныривание меньше, чем со штатным ремнем. Но манекен выскочил из-под диагональной ветви ремня: пластиковое крепление хлястика для регулировки положения диагональной лямки разлетелось, как орех под молотком.
В китайское кресло Гроспич разрешил-таки усадить Q-манекен стоимостью 50 тысяч евро. Но на всякий случай подстраховал его ремнем метровой длины. Чтобы далеко не улетел — мало ли что…
Кресло Bimbo допускает пристегивать детей массой 22 кг как штатным ремнем, так и внутренними пятиточечными ремешками. Мы, конечно, ратуем за право выбора, но в этом случае почему-то захотелось определенности… Как быть?
Мы последовали распространенному мнению, что пока хватает диапазона регулировки внутренних лямок, их и надо использовать.
Удар.
![]() |
Для определения нагрузок на живот фирма Renault использует Q-манекен с экспериментальными датчиками- «колбами», которые регистрируют давление в брюшной полости |
О сделанном здесь же, в Ульме и испытанном при нас сиденье Roemer Kidfix группы 2—3 скажем коротко: оно с запасом уложилось в требования ECE R44/04, хотя нагрузки на голову и шею оказались выше заведомо безопасных значений (если оценивать их по шкале EuroNCAP). Но риск подныривания практически исключен.
Что в итоге?
Трехточечный ремень безопасности, геометрия расположения лямок которого рассчитана на взрослых, плохо защищает детей — наш эксперимент лишь подтвердил очевидное. Главная опасность — травмы живота. Но — внимание! — все «адаптеры» еще хуже! Вот их общая особенность: подтягивая диагональную лямку вниз, при ударе они неизбежно сдвигают поясную лямку вверх, и она вонзается в живот.
— Alles sсhrott! («Все — на свалку!») — резюмировал Михаэль.
А как быть с декларируемым производителями подобных устройств преимуществом — снижением нагрузки на шею? Измерить его мы не смогли, но…
Статистика травмирования 148 детей в возрасте от 6 до 11 лет, пострадавших в авариях* | ||
Травмы | Легкие | Тяжелые |
Голова | 44 | 8 |
Шея | 25 | 6 |
Грудь | 45 | 18 |
Брюшная полость | 68 | 27 |
*Данные лаборатории исследования | ||
безопасности LAB (фирма Renault) |
О том же говорила и Лотта Якобсон, специалист компании Volvo по детской безопасности, приводя скандинавскую статистику (см. АР №23, 2006). Главная опасность от штатного ремня для школьников — именно эффект подныривания! Взрослых спасает так называемый подвздошный гребень на костях таза — ремень, проминая одежду и мягкие ткани, попадает в этот «зацеп» и не смещается выше. А у детей подвздошный гребень еще развит слабо.
Предотвратить подныривание «адаптеры» и «стяжки» не в состоянии — это могут сделать только детские кресла или бустеры. Но наши тесты показали, что бустер обязательно должен иметь ремешок для регулировки положения диагональной лямки, причем с надежными креплениями — чтобы не случилось, как в тесте бустера Автоша, выскальзывания из-под ремня.

Результаты тестов Renault c экспериментальным манекеном: при фронтальных краш-тестах по методике ADAC (64 км/ч, рельсовая тележка с закрепленным фрагментом кузова автомобиля) детское кресло снижает давление на живот «ребенка» в полтора раза по сравнению с бустером — и втрое по сравнению со штатным ремнем
Но зачем тогда покупать дорогое кресло, если хороший бустер эффективно защищает ребенка при фронтальном ударе? Затем, что удар может быть еще и боковым — и тогда…
Мы провели еще и четыре боковых краш-теста — по «внутризаводской» методике фирмы Roemer. Платформа была развернута не строго перпендикулярно к направлению движения, а под углом 80°, скорость — 25 км/ч, а дверь автомобиля имитировал деревянный щит. На кадрах скоростной съемки отлично видно, что ни штатный ремень, ни сочетание ремня и бустера никак не снижает опасных перегрузок головы и груди при ударе о дверь. Даже наоборот — в реальном автомобиле более высокая посадка приведет к удару головой ребенка о стекло, а не о травмобезопасную обивку двери! Рассчитывать же на надувные занавески современных иномарок не стоит — зачастую они находятся слишком высоко, чтобы защитить голову ребенка.
А вот кресло — дело другое. Особенно если оно зафиксировано креплениями Isofix и снабжено вверху развитыми «ушками», которые защищают голову ребенка. Поэтому наш выбор — только кресло!
Какое?
Беда в том, что нынешние требования к безопасности детских удерживающих устройств не учитывают важнейший фактор — защиту живота. В мире не существует апробированных детских манекенов с соответствующими датчиками! Даже у наисовременнейшего Q-манекена нет сенсоров на животе — многие автопроизводители, в том числе Renault и Volvo, пока только экспериментируют в этой области. Не разработана и шкала, по которой можно определить риск травмирования. По этой же причине уже больше года «буксует» и программа NPACS — аналог серии EuroNCAP для детских кресел.
А как же европейский стандарт ECE R44/04? «Он хорош только для испытаний сидений первой группы (для детей массой от 9 до 15 кг), — сокрушается Михаэль Гроспич. — Там критическими являются нагрузки на голову и позвоночник. А для хорошей защиты более взрослых детишек нужны иные приоритеты».
Конечно, при выборе кресла или бустера надо обращать внимание на значок соответствия стандарту ECE R44/03 (04) — это как минимум гарантия того, что устройство хотя бы проходило тесты, но… Будь нагрузки на грудь манекена поменьше — и даже примитивные треугольные «адаптеры», как показали результаты нашего теста, спокойно прошли бы сертификацию. Однако защитить при аварии живот ребенка они не могут — уж лучше пристегивать детей обычным ремнем. Хотя здесь уже другая проблема — «подкопается» все тот же гаишник.
Мы же со своей стороны обещаем: как только будет создан детский манекен с датчиками нагрузки на живот, мы сразу проведем тест кресел. А пока, выбирая сиденьице для ребенка, можно изучить опыт краш-тестов серии EuroNCAP — эксперты сажают детские манекены в те кресла, которые порекомендовал для теста сам автопроизводитель. Конечно, это всегда «породистые» и, соответственно, дорогие изделия — как минимум на порядок дороже бустеров, «адаптеров» и прочих «совокупностей»… Решать, конечно, вам, но мы в Авторевю экономить не будем: у нас каждый ребенок на счету.
Штатный ремень безопасности

Правила дорожного движения запрещают пристегивать обычным ремнем детей до 12 лет, и для этого есть все основания: как показал наш тест, при фронтальном ударе нагрузки на голову и грудь манекена превысили безопасный порог, а заметное подныривание туловища под поясную лямку грозит травмами брюшины. Но если под рукой нет качественного детского кресла, то лучше все-таки пристегнуть ребенка обычным ремнем — без использования каких-либо «прищепок».
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | |
Стяжка для ремня


- Цена — 250 рублей
- Применяемость — не указана
- Производитель не указан
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | |
«Адаптер» ремня безопасности (на «липучках»)


- Цена — 560 рублей
- Применяемость — для детей старше 4 лет
- Указанный производитель — ООО «Вега 777»
![]() | Подъем адаптером поясной лямки на несколько сантиметров вверх грозит увеличением эффекта подныривания при ударе |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
«Адаптер» ремня безопасности ФЭСТ (на кнопках)


- Цена — 450 рублей
- Применяемость — для детей ростом выше 110 см без ограничения по весу
- Указанный производитель — ООО «Предприятие «ФЭСТ»
![]() | Складки на ремне — прямое следствие тянущего усилия от адаптера |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
«Адаптер» ремня «Емеля» (на винтах)

- Цена — 270 рублей
- Применяемость — для детей от 5 до 12 лет
- Производитель не указан
![]() | ![]() | Емеля оставил глубокие рваные «раны» на пластиковом животе манекена |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Подушка перьевая

- Цена — 200 рублей

Не лучше. Да, диагональная лямка при этом пролегает ниже, но при ударе подушка легко проминается (в отличие от жесткого бустера), и тело гораздо сильнее подныривает под поясную лямку. Критерий повреждения головы при ударе манекена о собственные ноги с подушкой оказался наибольшим (HIC=1198) — равно как и перегрузки груди (70,8 g). Лучше уж просто пристегнуть ребенка — безо всяких подушечек.
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Пенопластовый бустер


- Цена — 250 рублей
- Применяемость — до 46 кг (от 3 до 12 лет)
- Указанный производитель — индивидуальный предприниматель Спиркин Ю. В.
![]() | ![]() |
Рывок ремня отломал одно из маленьких пенопластовых фиксирующих «ушек» |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Бустер Автоша


- Цена — 494 рубля
- Применяемость — 9—36 кг
- Указанный производитель — ООО «Апис»
![]() | ![]() |
Хлястик с хлипким захватом прикручен саморезом. Сделано в России… |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Bimbo LB513


- Цена — 2845 рублей
- Применяемость — 9—36 кг
- Указанный производитель — Lucky baby products Co LTD (Китай)
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Britax-Roemer Kidfix (Isofix)


- Цена — 10800 рублей
- Применяемость — 15—36 кг
- Указанный производитель — Britax-Roemer Kindersicherheit GmbH (Германия)
![]() | Грамотное расположение направляющих для ремня и крепление Isofix сводят риск подныривания к минимуму |
СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА: | ||
Результаты испытаний | ||||||||||||
Параметры | Удерживающие устройства | |||||||||||
Штатный ремень безопас-ности | «Стяжка» | Треуголь-ная накладка на «липуч-ках» | Треуголь-ная наклад-ка «ФЭСТ» | Зажим «Емеля» | Подуш-ка | Пено-пласто-вый бустер | Бустер Автоша | Кресло Bimbo (Китай) | Кресло Britax-Roemer | Граница «зеленой зоны»* | Граница «красной зоны»* | |
Эффект подныривания, баллы | 5 | 9 | 9 | 7 | 9 | 9 | 4 | 4 | н.д. | 3 | 4 | 5 |
Горизон-
тальное перемещение головы, мм | 360 | 450 | 430 | 430 | 495 | 515 | 565 | 520 | 735 | 410 | 549 | 550 |
HIC | 969 | 455 | 624 | 802 | 1037 | 1198 | 294 | 435 | 399 | 740 | 650 | 1000 |
Максималь-
ная перегрузка головы**, g | 102,7 | 56,4 | 58,9 | 82,2 | 85,6 | 85,7 | 45 | 51,5 | 49,5 | 64 | 72 | 88 |
Сжатие грудной клетки, мм | н.д.*** | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 15 | 35 | 22 | 50 |
Максимальная перегрузка груди**, g | 58,2 | 66,5 | 57,3 | 58,1 | 69,7 | 70,8 | 48,8 | 52,4 | 31,8 | 38,8 | 41 | 55 |
Максимальная вертикальная перегрузка груди**, g | 16,9 | 22,1 | 26,2 | 20,8 | 30,9 | 26,4 | 23,8 | 29,6 | 13 | 10 | 23 | 30 |
Изгибающий момент шеи, Нм | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 35,4 | 48,1 | 42 | 57 |
Выскаль-зывание из-под диагональной ветви | нет | нет | нет | нет | да | нет | да | да | нет | нет | нет | да |
* Согласно шкале EuroNCAP; ** Длительностью 3 мс; *** Н.д. — нет данных |
Комментариев нет:
Отправить комментарий